Разделы сайта
Ссылки
Поиск
|
ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВНЕКЛАССНОЕ ВРЕМЯ
Целью работы по развитию речи неслышащих школьников во внеурочное время является организация словесного общения, создание речевой среды. Основными задачами развития речи за пределами урока являются:
а) развитие устной разговорной речи в диалогической и монологической формах; б) развитие письменной речи (записка, письмо, открытка, заявление, рапорт, отчет, отзыв, дневник, записная книжка).
Эти задачи решаются созданием и использованием речевых ситуаций, вызывающих потребность в словесной речи, расширением круга лиц, с которыми общаются дети, обеспечением обучающихся речевым материалом, подобранным по коммуникативно-тематическому принципу (образцы реплик, разговорно-обиходная лексика, диалогические единства разнообразных конструкций, связные высказывания). Решение задач развития речи неслышащих обучающихся во внеклассное время тесно связано с повседневной работой по развитию и использованию слухового восприятия, формированию у них внятной устной речи. Обучение словесному общению во внеклассное время осуществляется в связи с участием школьников в разнообразной внеклассной деятельности, что обеспечивает развитие основных функций языка как средства общения и развития мышления. Методика развития речи в школе неслышащих обучающихся опирается на дидактические принципы педагогики, которые являются общими для всех школьных предметов. Это принципы научности, систематичности, связи теории с практикой, наглядности, прочности, доступности, сознательности и активности. В разработке методики развития речи учитываются общие закономерности усвоения языка в норме и специфические принципы обучения школьников языку. Это прежде всего принцип коммуникации, связь развития речи с деятельностью школьников, развитие потребности словесного общения и организация речевой среды. Занятия по развитию речи во внеурочное время помогают закрепить и внести в активную речь детей изученный в классе речевой материал, способствуют обогащению речевой практики обучающихся, стимулируют потребность в словесной речи. Роль занятий особенно велика в реализации воспитательных задач школы. В процессе общения с окружающими людьми неслышащий школьник начинает осознавать нормы морали, принятые в современном обществе, применять их к самому себе и к окружающим людям, понимать, что хорошо, а что плохо; он учится употреблению в речи выражений речевого этикета и речевому поведению. Обсуждение увиденного и прочитанного, событий школьной и общественной жизни, встречи с товарищами по школе, выпускниками, способствуют нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся, формируют личностные качества. На занятиях по развитию речи вне класса обогащаются представления об окружающем мире: дети узнают много нового о природе, о своем крае, о его промышленном и сельскохозяйственном производстве; они посещают памятные места, музеи, выставки, предприятия. Реализация принципа коммуникации предшествует специальному обучению словесному общению. Школьники усваивают в первую очередь такой речевой материал, который и м необходим в повседневном общении с окружающими. Этот материал (слова и фразы разговорно-обиходной речи) включается в речевую практику. Участвуя в играх, прогулках, беседах дети учатся понимать обращенную к ним речь, выражать свои просьбы, задавать вопросы, а также овладевают умением вступать в беседы. Принцип развития речи в связи с коллективной, педагогически организованной деятельностью детей реализуется путем включения их в игровую, трудовую, бытовую, спортивную и другую деятельность в естественной ситуации (или приближенной к естественной). Участвуя в деятельности, обучающиеся вынуждены постоянно обращаться к учителю, товарищам по классу и другим лицам. При этом внимание педагога направлено на то, чтобы обучающиеся не только закрепляли речевой материал, изученный на уроках, но и обогащали свой речевой запас новой лексикой и новыми структурами предложений. Деятельность, в которой участвуют дети, всегда мотивирована. Наличие мотива делает высказывание целенаправленным, способствует возникновению потребности оформить словесными средствами ту или иную мысль. Участвуя в различных видах внеклассной деятельности, школьники пользуются в основном жестами, если к ним не предъявляются соответствующие требования и не организуется речевая среда. Важно вовремя подсказать детям нужное слово или фразу, заставить их подумать, как можно сказать, поддержать речевую активность. Известно, что у неслышащих детей необходимость в использовании словесной речи не может возникнуть сама по себе, если окружающие пользуются только жестовой речью. Слова оказываются ненужными, когда можно обходиться без них. Словесная речь возникает у ребенка в процессе коллективной деятельности, побуждающей его вступать в словесное общение. В речевой среде дети получают необходимые образцы речи для выражения своих мыслей, интересов и желаний. Во внеклассное время общение неслышащих воспитанников происходит в естественной ситуации (в столовой, в библиотеке, во дворе, в парке, на спортивной площадке, в игровой комнате, в актовом зале и т. д.). Речевые ситуации в ряде случаев создаются педагогом так, чтобы приблизить их к естественным с помощью наглядных, воображаемых, словесных средств (сюжетно-ролевые игры, инсценирование отдельных сюжетных сцен, демонстрация выполнения правил поведения в классе, дома, за столом и т. п.). Содержание ситуации берется из жизни обучающихся, просмотренных фильмов, телепередач, прочитанных книг и статей. В задачу педагога входит использование естественно возникающих ситуаций. Такие ситуации могут возникнуть неожиданно в связи с прибытием в школу ее бывших учеников, гостей, родителей, в связи с получением писем и новостей, происходящих в школьной и общественной жизни. В этих случаях ситуация создается самой жизнью, надо только ее использовать. Педагог направляет внимание на развитие инициативной речи обучающихся, поощряет их самостоятельные высказывания. Каждый ученик должен научиться представлять себе цель высказывания и предполагаемые реплики собеседника. Школьники ориентируются на речь педагога и данные им речевые образцы. Учитель стимулирует их к переходу от образцов к высказываниям своими словами, показом замены одних слов и выражений другими, их синонимами, что позволяет строить высказывание в разных вариантах. При этом обращается внимание на фонетическое, лексическое и грамматическое оформление речевых единиц. Все виды деятельности, в которых участвуют школьники во внеклассное время, рождают у них потребность в речевом общении. Формирование и совершенствование навыков словесного общения— основное направление работы по развитию речи во внеурочное время. Непосредственное речевое общение осуществляется на основе устной разговорной речи, которая может быть диалогической и монологической. Для диалогической речи является характерным связь с ситуацией, адресованность речи конкретному лицу, зависимость высказывания от реплик и реакции собеседника, непринужденность неподготовленность высказывания, быстрый темп протекания речи, своеобразие лексики и синтаксиса, использование неполных предложений и отдельных слов, своеобразие структурного построения реплик и всего диалога в целом, использование естественных жесто-мимических средств, эмоциональность высказывания и др. Для монологической речи характерны логическая последовательность, полнота и развернутость изложения, объединенного общностью темы, обдуманность как отдельных частей, так и всего высказывания в целом, композиционная его завершенность, произвольный, замедленный (по сравнению с диалогической речью) характер протекания, особенности лексического состава и синтаксического оформления предложений, преобладание -полносоставных предложений и др. Исходя из особенностей каждого вида речи определяются и основные умения, которыми должны овладеть обучающиеся. Для овладения диалогом детям необходимо научиться восприятию устной речи, пониманию реплик собеседника и умению сразу же на них реагировать, умению строить реплики структурно и содержательно, говорить внятно. Для овладения монологом важным является понимание цели и задачи высказывания (для кого и чего говорит ученик), умение выражать мысли в логической последовательности, правильно строить высказывание композиционно и содержательно, а также умение воспринимать и понимать речь говорящего. Для работы по развитию речи во внеклассное время важно знание правил речевого поведения и выражений речевого этикета, принятых в родном языке. Уже в младших классах дети усваивают основные выражения речевого этикета, учатся здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, извиняться и т. п. В разговорах с детьми учителя и воспитатели постоянно обращают внимание на использование «вежливых» слов и выражений, правильное их произношение, способы обращения к взрослым. Школьники должны научиться не перебивать взрослых во время разговора, уметь вовремя обратиться с просьбой, вопросом, вступить в разговор, поддержать его и уметь закончить. Известно, что большинство обучающихся понимают смысловое значение реплик в диалоге при условии, если не нарушено принятое в учебном процессе его построение. Рекомендуются следующие направления в работе над диалогической речью: -постоянное обогащение диалогической речи обучающихся разговорно-обиходной лексикой и ее варьирование, -показ использования разнообразных синтаксических конструкций, словосочетаний и предложений в диалоге в разных условиях общения, - отход от употребления полносоставного предложения и заучивания образцов. Необходимо отметить важную роль создания речевой среды для обучающихся с нарушениями слуха. Речевая среда — это не только говорящая среда, в которой развивается ребенок и которая побуждает его пользоваться словесной речью в общении с окружающими, но и опосредованное общение через письмо и чтение. Несомненно, что лучшей речевой средой для неслышащего школьника является общество слышащих и говорящих людей, где не знают его жестов и где он, при наличии специально организованного обучения, вынужден вступать в общение. Важнейшим требованием школьного речевого режима является общение обучающихся с окружающими на основе словесных средств. Следует проводить специальные мероприятия, направленные на развитие речи школьников: вечера речи, вечера сказок, загадок, пословиц и поговорок, юмора, читательские конференции, конкурсы на лучший речевой номер, разыгрывание различных инсценировок и т. п. Важную роль в создании речевой среды играют встречи и беседы неслышащих школьников со слышащими детьми и взрослыми, а также участие в играх, общественно полезном труде.
|
Процесс реставрации обычно довольно сложен и приносит довольно много денег, поэтому купить диплом http://ebu-diploma.com/kupit-diplom-instituta/ будет проще. Директора отдают предпочтение выпускникам, которые годами накапливали знания и навыки и хорошо владеют своей профессией.
Директор школы
![]() Татьяна Валерьевна Подтеп Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Учредитель
Информация
Музей школы
Календарь
Архив
|