Четверг, 15.03.2018, 23:23
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВНЕКЛАССНОЕ ВРЕМЯ

 

Целью работы по развитию речи неслышащих школьников во вне­урочное время является организация словесного общения, создание речевой среды.

Основными задачами развития речи за пределами урока являются:

  1. Закрепление и усовершенствование речевых навыков и умений, полученных школьниками на уроках:

а) развитие устной разговорной речи в диалогической и мо­нологической формах;

б) развитие письменной речи (записка, письмо, открытка, заявление, рапорт, отчет, отзыв, дневник, записная книжка).

  1. Обогащение речевой практики обучающихся новым речевым ма­териалом, необходимым в общении (слова, конструкции словосочетаний, предложений, связные высказывания, новые виды диалогических единств).
  2. Развитие внимания и интереса к языку.
  3. Обогащение представления обучающихся об окружающем мире.
  4. Общее развитие и воспитание обучающихся.

Эти задачи решаются созданием и использованием речевых ситуаций, вызывающих потребность в словесной речи, расширением круга лиц, с которыми общаются дети, обеспечением обучающихся речевым материалом, подобранным по коммуникативно-тематическому принципу (образцы реплик, разговорно-обиходная лексика, диалогические единства разнообразных конструкций, связные высказывания).

Решение задач развития речи неслышащих обучающихся во внеклассное время тесно связано с повседневной работой по развитию и использованию слухового восприятия, формированию у них внятной устной речи.

Обучение словесному общению во внеклассное время осуществляется в связи с участием школьников в разнообразной внеклассной деятельности, что обеспечивает развитие основных функций языка как средства общения и развития мышления.

Методика развития речи в школе неслышащих обучающихся опирается на дидактические принципы педагогики, которые являются общими для всех школьных предметов. Это принципы научности, систематичности, связи теории с практикой, наглядности, прочности, доступности, сознательности и активности.

В разработке методики развития речи учитываются общие за­кономерности усвоения языка в норме и специфические принципы обучения школьников языку. Это прежде всего принцип коммуникации, связь развития речи с деятельностью школьников, развитие потребности словесного общения и организация речевой среды.

Занятия по развитию речи во внеурочное время помогают закрепить и внести в активную речь детей изученный в классе речевой материал, способствуют обогащению речевой практики обучающихся, стимулируют потребность в словесной речи.

Роль занятий особенно велика в реализации воспитательных задач школы. В процессе общения с окружающими людьми неслышащий школьник начинает осознавать нормы морали, принятые в современном обществе, применять их к самому себе и к окружающим людям, понимать, что хорошо, а что плохо; он учится употреблению в речи выражений речевого этикета и речевому поведению.

Обсуждение увиденного и прочитанного, событий школьной и общественной жизни, встречи с товарищами по школе, выпускниками, способствуют нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся, формируют личностные качества.

На занятиях по развитию речи вне класса обогащаются представления об окружающем мире: дети узнают много нового о природе, о своем крае, о его промышленном и сельскохозяйственном производстве; они посещают памятные места, музеи, выставки, предприятия.

Реализация принципа коммуникации предшествует специальному обучению словесному общению. Школьники усваивают в первую очередь такой речевой материал, который и

м необходим в повседневном общении с окружающими. Этот материал (слова и фразы разговорно-обиходной речи) включается в речевую практику. Участвуя в играх, прогулках, беседах дети учатся понимать обращенную к ним речь, выражать свои просьбы, задавать вопросы, а также овладевают умением вступать в беседы.

Принцип развития речи в связи с коллективной, педагогически организованной деятельностью детей реализуется путем включения их в игровую, трудовую, бытовую, спортивную и другую деятельность в естественной ситуации (или приближенной к естественной). Участвуя в деятельности, обучающиеся вынуждены постоянно обращаться к учителю, товарищам по классу и другим лицам. При этом внимание педагога направлено на то, чтобы обучающиеся не только закрепляли речевой материал, изученный на уроках, но и обогащали свой речевой запас новой лексикой и новыми структурами предложений.

Деятельность, в которой участвуют дети, всегда мотивирована. Наличие мотива делает высказывание целенаправленным, способствует возникновению потребности оформить словесными средствами ту или иную мысль.

Участвуя в различных видах внеклассной деятельности, школьники пользуются в основном жестами, если к ним не предъявляются соответствующие требования и не организуется речевая среда. Важно вовремя подсказать детям нужное слово или фразу, заставить их подумать, как можно сказать, поддержать речевую активность.

Известно, что у неслышащих детей необходимость в использовании словесной речи не может возникнуть сама по себе, если окружающие пользуются только жестовой речью. Слова оказываются ненужными, когда можно обходиться без них. Словесная речь возникает у ребенка в процессе коллективной дея­тельности, побуждающей его вступать в словесное общение. В речевой среде дети получают необходимые образцы речи для выражения своих мыслей, интересов и желаний.

Во внеклассное время общение неслышащих воспитанников происходит в естественной ситуации (в столовой, в библиотеке, во дворе, в парке, на спор­тивной площадке, в игровой комнате, в актовом зале и т. д.). Речевые ситуации в ряде случаев создаются педагогом так, чтобы приблизить их к естественным с помощью наглядных, воображаемых, словесных средств (сюжетно-ролевые игры, инсценирование отдельных сюжетных сцен, демонстрация выполнения правил поведения в классе, дома, за столом и т. п.). Содержание ситуации берется из жизни обучающихся, просмотренных фильмов, телепередач, прочитанных книг и статей.

В задачу педагога входит использование естественно возникающих ситуаций. Такие ситуации могут возникнуть неожиданно в связи с прибытием в школу ее бывших учеников, гостей, родителей, в связи с получением писем и новостей, происходящих в школьной и общественной жизни. В этих случаях ситуация создается самой жизнью, надо только ее использовать. Педагог на­правляет внимание на развитие инициативной речи обучающихся, поощряет их самостоятельные высказывания. Каждый ученик должен научиться представлять себе цель высказывания и предполагаемые реплики собеседника.

Школьники ориентируются на речь педагога и данные им речевые образцы. Учитель стимулирует их к переходу от образцов к высказываниям своими словами, показом замены одних слов и выражений другими, их синонимами, что позволяет строить высказывание в разных вариантах. При этом обращается внимание на фонетическое, лексическое и грамматическое оформление речевых единиц.

Все виды деятельности, в которых участвуют школьники во внеклассное время, рождают у них потребность в речевом общении. Формирование и совершенствование навыков словесного общения— основное направление работы по развитию речи во внеурочное время.

Непосредственное речевое общение осуществляется на основе устной разговорной речи, которая может быть диалогической и монологической.

Для диалогической речи является характерным связь с ситуацией, адресованность речи конкретному лицу, зависимость высказывания от реплик и реакции собеседника, непринужденность неподготовленность высказывания, быстрый темп протекания речи, своеобразие лексики и синтаксиса, использование неполных предложений и отдельных слов, своеобразие структурного построения реплик и всего диалога в целом, использование естественных жесто-мимических средств, эмоциональность высказывания и др.

Для монологической речи характерны логическая последовательность, полнота и развернутость изложения, объединенного общностью темы, обдуманность как отдельных частей, так и всего высказывания в целом, композиционная его завершенность, произвольный, замедленный (по сравнению с диалогической речью) характер протекания, особенности лексического состава и синтаксического оформления предложений, преобладание -полносоставных предложений и др.

Исходя из особенностей каждого вида речи определяются и основные умения, которыми должны овладеть обучающиеся.

Для овладения диалогом детям необходимо научиться восприятию уст­ной речи, пониманию реплик собеседника и умению сразу же на них реагировать, умению строить реплики структурно и содержательно, говорить внятно.

Для овладения монологом важным является понимание цели и задачи высказывания (для кого и чего говорит ученик), умение выражать мысли в логической последовательности, правильно строить высказывание композиционно и содержательно, а также умение воспринимать и понимать речь говорящего.

Для работы по развитию речи во внеклассное время важно знание правил речевого поведения и выражений речевого этикета, принятых в родном языке.

Уже в младших классах дети усваивают основные выражения речевого этикета, учатся здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, извиняться и т. п. В разговорах с детьми учителя и воспитатели постоянно обращают внимание на использование «вежливых» слов и выражений, правильное их произношение, способы обращения к взрослым. Школьники должны научиться не перебивать взрослых во время разговора, уметь вовремя обратиться с просьбой, вопросом, вступить в разговор, поддержать его и уметь закончить.

Известно, что большинство обучающихся понимают смысловое значение реплик в диалоге при условии, если не нарушено принятое в учебном процессе его построение.

Рекомендуются следующие направления в работе над диалогической речью:

-постоянное обогащение диалогической речи обучающихся разговорно-обиходной лексикой и ее варьирование,

-показ использования разнообразных синтаксических конструкций, сло­восочетаний и предложений в диалоге в разных условиях общения,

- отход от употребления полносоставного предложения и заучивания образцов.

Необходимо отметить важную роль создания речевой среды для обучающихся с нарушениями слуха.

Речевая среда — это не только говорящая среда, в которой развивается ребенок и которая побуждает его пользоваться словесной речью в общении с окружающими, но и опосредованное общение через письмо и чтение.

Несомненно, что лучшей речевой средой для неслышащего школьника является общество слышащих и говорящих людей, где не знают его жестов и где он, при наличии специально организованного обучения, вынужден вступать в общение.

Важнейшим требованием школьного речевого режима является общение обучающихся с окружающими на основе словесных средств. Следует проводить специальные мероприятия, направленные на развитие речи школьников: вечера речи, вечера сказок, загадок, пословиц и поговорок, юмора, читательские конференции, конкурсы на лучший речевой номер, разыгрывание различных инсценировок и т. п. Важную роль в создании речевой среды играют встречи и беседы неслышащих школьников со слышащими детьми и взрослыми, а также участие в играх, общественно полезном труде.

 

Процесс реставрации обычно довольно сложен и приносит довольно много денег, поэтому купить диплом http://diplomedu.com/kupit-diplom-instituta/ будет проще. Директора отдают предпочтение выпускникам, которые годами накапливали знания и навыки и хорошо владеют своей профессией.
Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz