Разделы сайта
Ссылки
Поиск
|
Организация и содержание работы по развитию речи во внеурочное времяОсновная цель занятий по развитию речи во внеурочное время- развитие устной разговорно-обиходной речи обучающихся с ОВЗ, расширение границ их речевой практики. Занятие над речью во внеурочное время строится по тем же дидактическим принципам, что и урок, но имеет свои особенности. Так же как и урок, занятие по развитию речи ограничено временем (40 минут) и проводится учителем со всем составом учащихся данного класса. По своей организации занятие по развитию речи отличается от урока: оно проводится за пределами классной комнаты в более свободной, непринужденной обстановке. Школьники располагаются группой, полукругом, стоят или сидят. Словесное общение учащихся во время занятия ведётся без поднятия рук и строгой регламентации, характерной для урока. На таком занятии могут присутствовать учащиеся из других классов, выпускники школы, родители. Учитель организует разговор детей парами, тройками, группами, а также одного ученика со всеми присутствующими или всех присутствующих на занятии с приглашенными детьми и взрослыми. Учитель вводит обучающихся с ОВЗ в мир человеческого общения, опираясь не только на память и речь, но и на эмоции учеников. Известно, что разговорной речи свойственна эмоциональность и выразительность. Подключение эмоциональной сферы в процесс обучения речи превращает занятие в интересную игру. Внимание учащихся направлено не на выполнение различного рода упражнений, как на уроке, а на содержание и смысл конкретной речевой ситуации. Овладение разговорной речью во многом зависит от ее восприятия. Речевой материал, даваемый ученикам, воспринимается слухозрительно, зрительно или на слух. Учитель постоянно работает над развитием остаточного слуха учащихся и внятным произношением в соответствии с требованиями программы того или иного класса. В связи с тем, что работа над речью проводится за пределами классной комнаты, школьники могут пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами. Аппаратура коллективного пользования может быть подключена при обсуждении итогов занятия, когда дети возвращаются в класс. Общение учащихся на занятиях по развитию речи во внеурочное время осуществляется на основе устной речи. Дактилология используется при затруднениях в устном общении в качестве вспомогательного средства, когда слово или реплика оказываются трудными для восприятия по чтению с губ или слухозрительно (новые слова, длинные фразы, а также при недостаточном освещении или большом расстоянии до собеседника). Дактилирование сопровождается устным проговариванием. Речевой материал, который должен усваиваться учащимися, дается в качестве образца в виде устной речи учителя. Речь учителя должна быть естественной, достаточно эмоциональной и выразительной. В разговоре с учениками учитель выражает свое одобрение, недоумение, утверждение, согласие или несогласие. Так же как и со слышащими детьми, можно сказать строго и весело, пошутить и посмеяться. Речевой материал для разговорной речи, который дается в программах по русскому языку и другим предметам, является обязательным для закрепления в часы занятий по развитию речи. Речевой запас обучающихся с ОВЗ расширяется и обогащается за счет слов, словосочетаний и фраз, необходимость в которых возникает в процессе общения, варьирования речевого материала. Смысловые значения новых слов уточняются благодаря включению их в разнообразные условия общения. При отборе и группировке речевого материала следует придерживаться коммуникативно-тематического принципа. Он предполагает овладение словами и фразами, необходимыми для общения по той или иной теме. Навыки в овладении диалогом формируются постепенно в той последовательности, которая предусмотрена программой по развитию речи: от умения понимать и выполнять поручение (приказание, просьбу), обращаться с просьбой, к умению отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в диалоге. Учитель постоянно возвращается к знакомым типам предложений в разных речевых ситуациях. Непосредственное общение предполагает неподготовленность высказываний, поэтому речевой материал не заучивается. Слова и фразы непроизвольно входят в речевой запас учащихся, благодаря частому повторению их употребление становится автоматическим. Педагог постепенно подводит школьников к высказываниям о том, что имело место в их предшествующем опыте (например, о том, что они видели на прогулке, что делали дома во время каникул, как провели праздник и т. п.). Занятия по развитию речи во внеурочное время проводят учителя-словесники, учителя начальных классов, воспитатели. Это позволяет закреплять и совершенствовать речевые навыки и умения, полученные на уроках. Время проведения занятий регламентируется расписанием, которое может меняться каждую четверть или полугодие. В некоторых случаях часы занятий могут быть сдвоены. Место проведения занятия определяется в зависимости от его темы, цели и возможностей школы. Необходимо шире использовать теплое время года и проводить занятия на свежем воздухе: на пришкольном участке, в ближайшем парке, в лесу, на спортивной или игровой площадках и т. п. В условиях школы занятия проводятся в игровой комнате, в актовом или спортивном зале, в школьной библиотеке или читальном зале, в помещении интерната, в столовой. При подведении итогов занятия школьники могут вернуться в помещение классной комнаты, чтобы сделать необходимые записи. В содержание обучения входит овладение разговорно-обиходной речью, умение варьировать речевой материал в процессе речевой коммуникации. Речевые умения и навыки закрепляются и обогащаются в связи с участием детей в следующих видах деятельности: в работе с книгой, c журналом, в играх, экскурсиях, в беседах. Наибольшее количество времени отводится в начальных классах играм и экскурсиям, а в средних и старших классах на работу с книгой, журналом, экскурсиям. Некоторую тематику занятий учитель определяет самостоятельно. Это может быть подготовка к праздникам, проведение дней правил дорожного движения, школьных дел и т. п. На занятиях по развитию речи во внеурочное время используются разнообразные методы обучения. При выборе метода учитель руководствуется положением современной дидактики, которая утверждает, что метод определяется задачами, содержанием обучения и возрастом обучающихся с ОВЗ. В зависимости от того, рассказывает или спрашивает учитель, организует наблюдения или практические работы, демонстрирует картины, модели, фильмы или мультимедийные презентации, проводит экскурсии или беседы, определяются различные методы обучения: рассказ, беседа, наблюдение, практическая работа, демонстрация, экскурсия и т. д. Использование указанных методов на занятиях по развитию речи учащихся за пределами урока имеет свою специфику: они направлены на развитие разговорно-обиходной речи обучающихся с ОВЗ. Организация словесного общения школьников в разных ситуациях, вооружение их необходимым речевым материалом и воспитание навыка пользоваться этим материалом в общении с окружающими — основные пути, при помощи которых педагог решает поставленные задачи на занятиях во внеурочное время. Использование методов и приемов обучения требует учета психофизических особенностей учащихся, уровня речевого развития и предшествующей подготовки. В младших классах наибольшее применение находят наглядные и практические методы. Словесные методы вводятся постепенно на основе подготовленности обучающихся с ОВЗ к восприятию и пониманию речевого материала и развития их мышления. Чередуя методы обучения и изменяя характер деятельности обучающихся с ОВЗ на занятии, педагог поддерживает интерес учеников и почти исключает их утомляемость. Использование различных методов на занятии и разные коммуникативные условия общения способствуют порождению высказываний. Язык в этих условиях выступает не только как средство общения, по и как средство получения и сообщения новой информации, развития мышления обучающихся с ОВЗ. Каждый ученик должен чувствовать себя равноправным участником разговора, не бояться совершить ошибку. Педагог обязан доброжелательно относиться к его высказываниям, создавая таким образом возможности для проявления речевой инициативы и самостоятельности. На занятиях по развитию речи во внеурочное время используют наглядные и технические средства (предметы, картины, ИКТ). Для младших школьников важно организовать игровые уголки или комнаты с набором игрушек, кукольной мебели, посуды, одежды, иметь настольные игры, маскарадные костюмы, маски, спортинвентарь и т. д. Разнообразие методов и приемов обучения с учетом возраста и речевого развития учащихся, использование занимательных форм подачи материала, наглядных и технических средств, а также новые условия общения, отличные от урока, сделают занятия интересными и нужными для ребят. При планировании занятия по развитию речи во внеурочное время педагог продумывает его тему, цели (образовательная, коррекционно-развивающая и воспитательная), оборудование и весь ход занятия. Заранее определяется и место его проведения. Темой занятия может быть игра, экскурсия, беседа, встреча и т. п., а также подготовка к ним или обсуждение результатов участия обучающихся с ОВЗ в том или ином виде деятельности. Учебная цель отражает конкретные речевые умения и навыки, которыми овладевают учащиеся. Например, уметь пользоваться речевым материалом, связанным с игрой, экскурсией, встречей, задавать вопросы и отвечать на них. Коррекционно-развивающая цель включает в себя развитие устной речи, слитности произношения, навыков самоконтроля за произношением, развитие слухового восприятия, психических процессов обучающихся с ОВЗ. Воспитательная цель определяется в зависимости от темы и учебной цели занятия. Это может быть воспитание взаимопомощи, сотрудничества, уважение к старшим, забота о младших, воспитание культуры поведения и т.д. При планировании хода занятия по развитию речи во внеурочное время педагог выделяет основные его этапы. Ход занятия не должен копировать урок. Каждый этап занятия по развитию речи представляет собой организацию словесного общения школьников при участии их в том или ином конкретном виде внеклассной деятельности. Этапы занятия необходимо варьировать. В начале занятий учитель побуждает детей к разговору о теме и цели предстоящей работы, к обсуждению ее плана, а также знакомит учащихся с новыми словами и предложениями, которые будут необходимы на данном занятии. В ходе занятий педагог создает условия для речевого общения учеников своего класса с товарищами по школе, приглашенными детьми и взрослыми, слышащими сверстниками в связи с участием в играх, викторинах, конкурсах, общественно полезном труде и других видах деятельности. В конце занятия проводится обсуждение его результатов и оценивается речь школьников. Оценка речи учащихся является итогом работы по теме, поэтому на каждом занятии она не обязательна. Описанный ход занятий по развитию речи во внеурочное время необходим учителю для составления плана работы на каждое занятие, но такой ход занятия не является единственно возможным вариантом. При разработке занятия педагогу необходимо проявлять инициативу и творческий подход, учитывать уровень речевого и общего развития обучающихся с ОВЗ, их предшествующий речевой опыт. |
Процесс реставрации обычно довольно сложен и приносит довольно много денег, поэтому купить диплом http://ebu-diploma.com/kupit-diplom-instituta/ будет проще. Директора отдают предпочтение выпускникам, которые годами накапливали знания и навыки и хорошо владеют своей профессией.
Директор школы
![]() Татьяна Валерьевна Подтеп Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Учредитель
Музей школы
Информация
Календарь
Архив
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||