Разделы сайта
Ссылки
Поиск
|
Педагогические требования к обучению связной речи неслышащих детейФормирование речи как средства общения с окружающими предполагает широкую языковую практику. Язык служит средством сообщения знаний, в нём фиксируются результаты познавательной деятельности. Обучение глухих языку является чрезвычайно важным и для овладения обучающимися знаниями по другим учебным предметам. В процессе общения у школьников возникает проблема в выборе и правильности употребления слов и их грамматических форм. Отсутствие слуха побуждает педагога проводить специальную работу по формированию умений воспринимать устную речь окружающих и связно высказывать свои мысли.
-обучение восприятию и пониманию связного текста и его основных структурно-семантических компонентов; -использование контекста как методического средства при формировании (коррекции) тех или иных сторон речевой деятельности учащихся; -обучение продуцированию, порождению структурно-семантических компонентов языка.
В процессе речевого развития нормально слышащего ребёнка постепенно происходит грамматизация речи. Грамматически правильные высказывания ребёнка позволяют ему выражать свои мысли и чувства в речи в соответствии с законами языка. Слабослышащий ребёнок должен овладеть грамматическим строем языка в условиях специальных, отличающихся от тех, которые имеют слышащие дети. Поэтому задача формирования грамматического строя речи у детей с нарушенным слухом является одной из специфических задач специального обучения. Обучению построению грамотной речи предшествует работа на уроках развития речи по распознаванию грамматических форм и значений словесных выражений. Слабослышащие учащиеся, не имея речевого опыта, затрудняются в точном употреблении тех или иных слов, в различении конкретных и отвлечённых значений слов и их частей, не улавливают приставок, окончаний, суффиксов, не придают значения предлогам. Например: «Дети мы убрали много грибы и ягоды. Вова пришёл реку. Лиса спрятала (спряталась) нора».
1.Учитель побуждает в процессе работы над высказыванием соблюдать строгую последовательность изложения событий в соответствии с конкретным пунктом плана или текста в целом. Не перебивая рассказчика вопросами, педагог в то же время помогает рассказчику, повторяя последнюю сказанную им фразу и подсказывает следующую мысль или начало новой фразы, нужное слово, показывая указкой на новое выражение или слово, написанное на доске. Таким образом школьники учатся строить рассказ. 2.Формировать письменную речь на основе построения целостных текстов. Целесообразно с самого начала формировать её путём построения целостного текста, которое имеет два действия: порождения текста и его выражение. Цель первого действия – получить черновой вариант рассказа, сочинения. Цель второго – привести текст в соответствие с требованиями, которые к нему предъявляются (связность, выразительность контекстность и т. д.) Установка первого действия – написать в черновике всё, что можно сказать по теме, изложить свои мысли последовательно в целом. Перед построением текста проводится словарная работа по теме и лексические и грамматические упражнения с использованием речевого материала темы. Установка второго действия-читать собственный текст глазами читателя, исправлять его. После проверки учащимися черновика учитель подчёркивает в них ошибки, но не исправляет их. Окончательную корректировку и редактирование своих письменных работ ученики проводят после их проверки учителем. В ходе проверки школьники с помощью учителя устраняют лексические ошибки. 3.Усвоение письменной речи в контексте реальной деятельности учащихся. В начальных классах реальным контекстом являются написание писем, открыток, записок, словесное творчество – составление рассказов, сочинений, ведение дневников, отчёты. Тексты, созданные на основе специально вызванной работы воображения, выражают собственные мысли.
При фронтальной работе учитель вместе с учениками составляет и редактирует текст. При работе парами дети составляют рассказ коллективно. Работа парами может использована при ответах на вопросы в определённые моменты урока. Можно начать с фронтальных ответов, а затем перейти к работе парами. Наиболее внимательно учитель следит за вопросами и ответами слабых учеников. Две группы в 3 классе, например, составляют рассказ по аппликации «Ранняя осень» и «Поздняя осень». 5. Составление планов работы по развитию связной речи на длительный период (год, полугодие) с включением всех доступных детям данного возраста и рекомендованных программой видов работ. Неправильно поступает учитель, который увлекается одним видом работ, например, сочинением по картине, в ущерб другим. Его ученики получат одностороннее развитие, не научатся писать письма, заметки, связно рассказывать о своих собственных наблюдениях и т. д. Необходимо разнообразить не только виды работ, но и их тематику, так как для раскрытия каждой темы используются соответствующие слова и выражения. Глухие школьники должны учиться писать сочинения на материале различных источников: на основе личных наблюдений и впечатлений, по картине или серии картин, по фильму и диафильму, по книге. Учитывая конкретность мышления глухих детей и преобладание в их психике эмоций, следует при работе над связной речью больше опираться на непосредственные наблюдения и впечатления, на жизненный опыт учащихся. Особенно важны целенаправленные, организованные наблюдения. Достаточно часто следует проводить работу по картине или серии картин, так как они также дают много материала, воздействуют на чувства детей и потому являются наиболее доступным из источников. Система работы по развитию связной речи предусматривает постепенность перехода от коллективных работ к самостоятельным. В школе для глухих детей очень важна коллективная работа над связным текстом, в ходе которой дети учатся составлять план рассказа, строить его композицию, соблюдать логику в изложении событий, пользоваться необходимыми словами и выражениями. В начальных классах преобладают коллективные формы работы над рассказом, но вместе с тем вводятся элементы индивидуального творчества и самостоятельности: зарисовки и рассказы по ним, маленькие устные и письменные рассказы из жизни детей (например, в 4 классе рассказы на темы «Самый интересный день на каникулах», «Моя мама»). Знание и учет всех перечисленных требований помогут учителям правильно и более целенаправленно построить систему работы по развитию связной речи глухих школьников. Нужно помнить, что устная речь в форме говорения усваивается глухими труднее, чем письменная или дактильная. Поэтому существует требование, чтобы опорные речевые единицы ученик смог прочитать, чтобы сохранить в памяти и осмыслить, нежели устное слово, которое он и не услышал, и не успел прочитать с губ. Речь учителя должна быть неторопливой, чёткой правильной, достаточно громкой. Особенностью обучения является то, что дети обязательно должны повторять материал либо за учителем, либо за учеником на уроке, проговаривая в соответствии с нормами произношения, читать целевые установки урока и хором и индивидуально. Это важно, потому что при чтении ребёнок акцентирует внимание на конкретном задании, осмысливает его, т.к имеет возможность несколько раз прочитать. Чтобы у детей закреплялись речевые навыки, которые они получают на индивидуальных занятиях по РРС и ФП, учителю на уроке нужно продолжать работу по их закреплению известными приёмами: давать установку, что на уроке будем говорить правильно все звуки, просить ученика сказать хорошо, просить повторить, даёт сам образец правильного звука, слова или другой речевой единицы. Помнить, что у детей только на ваших уроках, занятиях формируется словесная речь и только с вашей помощью. Педагог артикулирует одновременно с учеником, если ребёнку что-то не удаётся правильно проговорить, поддерживает и одобряет правильные артикуляционные движения ученика, предупреждая закрепление неверной артикуляции, обращает внимание на голос, слитность речевое дыхание. Ребёнок доверяется вам, т. к. он видит, что вы помогаете и сопереживаете вместе с ним за его результат. Постоянное побуждение ученика проговаривать весь речевой материал на уроке либо вместе с учителем (сопряжённо), либо вслед за ним(отражённо), не только активизирует его речевой аппарат, но и воспитывает навык в постоянном пользовании устной речью, и потребности говорить не стесняясь. В ходе всего коррекционно-образовательного процесса в специальной школе взрослые (педагоги, воспитатели и другие работники учреждения) должны побуждать к правильному воспроизведению всех элементов речи (звуков, правильному построению фраз, выбору нужных слов) на основе подражания речи говорящего. Наша задача воспитывать потребность у детей высказываться словами, а не жестами. Нужно помнить, что овладение языковыми средствами, т.е. словесной речью наиболее продуктивна у ребёнка в раннем возрасте при условии совместной со взрослыми практической деятельностью. Слухо-зрительное восприятие - основной вид восприятия речевой информации на общеобразовательных уроках. Но существует методическая рекомендация к развитию речевого слуха на общеобразовательных уроках: в течение урока отводить несколько минут на восприятие речевого материала на слух за экраном. В соответствии с требованиями к выполнению слухоречевого режима за экраном предъявляется до 25 речевых единиц на каждом уроке. Максимальное и целесообразное использование остаточного слуха, применение наглядного и дидактического материала, знание особенностей развития неслышащего ребёнка, тщательная подготовка к урокам, уважение личности ребёнка с ОВЗ, соблюдение всех методических требований к процессу обучения неслышащих, ответственное отношение к своим учительским обязанностям будет способствовать достижению успехов в обучении детей с нарушением слуха. |
Процесс реставрации обычно довольно сложен и приносит довольно много денег, поэтому купить диплом http://ebu-diploma.com/kupit-diplom-instituta/ будет проще. Директора отдают предпочтение выпускникам, которые годами накапливали знания и навыки и хорошо владеют своей профессией.
Директор школы
![]() Татьяна Валерьевна Подтеп Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Учредитель
Музей школы
Информация
Календарь
Архив
|