Четверг, 15.03.2018, 23:22
Приветствую Вас Гость | RSS

КГКОУ "Алтайская
общеобразовательная школа № 1"
Разделы сайта
Ссылки
Поиск
Вход в систему

Особенности восприятия и запоминания устной речи обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Взаимосвязь форм речи в обучении языку глухих и слабослышащих детей определяется рядом факторов: возрастом ребенка, состоянием его слуха и исходного уровня речи, уровнем интеллектуального развития. Устная речь выступает как исходная и основная на всех этапах обучения, поскольку она используется в качестве основного средства общения и является основой для формирования других форм речи.

На начальном этапе обучения глухих и слабослышащих детей исходной и ведущей является устная речь. Ребенок воспринимает слова и фразы слухо-зрительно, а в собственной речи приближенно воспроизводит слова (в виде голосовых реакций, звукосочетаний, контура слова, усеченного слова). Развитие восприятия и воспроизведения устной речи на данном этапе предполагает усиление работы по развитию слухового и слухо-зрительного восприятия, формированию первичных произносительных навыков. Развитие устной речи предполагает формирование таких видов речевой деятельности, как слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение.

Устная речь не может выступать для глухого и слабослышащего ребенка как единственная форма речи вследствие многочисленных трудностей в ее восприятии и воспроизведении. Поэтому уже на первом году обучения детей учат глобальному восприятию слов, предъявляемых в печатном виде на табличках. Письменная форма речи, которая выступает в качестве вспомогательной в обучении глухих и слабослышащих детей, помогает более точно зафиксировать сказанное, готовит ребенка к последующему анализу слова. Обучение глобальному чтению слов, которому уделяется значительное внимание на первом-втором годах обучения, проходит на различном тематическом материале с включением дидактических игр и речевых упражнений. Сначала дети воспринимают слова и предложения глобально и учатся соотносить их с предметами и явлениями. Овладение письменной формой речи предполагает формирование соответствующих видов речевой деятельности: глобальное, т. е. целостное, чтение слов, списывание отдельных знакомых слов печатными буквами.

Накопление словаря, совершенствование речи в общении и специальные упражнения, обучающие связной речи, помогают довести развитие речи до такого уровня, чтобы в школе чтение стало для детей источником познания и развития.

Уже с первого года обучения вводятся иллюстрации. К иллюстрации делается подпись, которая отражает ее содержание. Это расширяет представления детей, их словарь и способствует проведению беседы и рассказов на основе иллюстрации. По целям и задачам такая работа сходна с рассказыванием слышащим детям. Кроме этого, с детьми в соответствии с требованием программы ведется уже «настоящее» рассказывание по текстам народных сказок и на материале детской художественной литературы, рассчитанной на слышащих. Педагоги адаптируют эти тексты, т.е. приспосабливают их к уровню развития речи детей, и, привлекая всевозможные дополнительные приемы работы, делают содержание текстов доступным восприятию детей. Для рассказывания сказки, рассказа также составляется «система» занятий, последовательное проведение которых и обеспечивает их усвоение. Заучивать тексты не следует. Но по каждой из проработанных картинок ребенок должен пересказать содержание двумя-тремя предложениями или ответить на два-три вопроса.

На уроках предусматривается постепенное усвоение материала. Вновь вводимый в речь детей языковой материал на первом этапе его усвоения должен обеспечить понимание обращенной к ним речи учителя (содержащий новую лексику, словосочетания, предложения). На этом этапе происходит и первичная систематизация материала и уточнение его слухо-зрительного восприятия. Сходные лексические или грамматические единицы предъявляются детям в сопоставлении с другими. Далее этот материал включается в систему языковых упражнений, в процессе которых он многократно воспроизводится в различных ситуациях и контекстах. Тем самым автоматизируется его использование, вырабатываются закрепленные в опыте речевые структуры, с применением (комбинированием) которых в дальнейшем обучающиеся могут составлять самостоятельные (творческие) высказывания.

Этап варьирования и комбинирования речевого материала в типовых структурах обеспечивает решение очень важной задачи речевого развития – овладение способность к переносу как материала, так и навыков в новые условия общения. Упражнения этого этапа получили название речевых, поскольку они выполняются с целью обучения выражению в речи собственных мыслей и чувств. Внимание обучающихся направлено, главным образом, на извлечение смысла из ситуации (наглядной или словесной), на передачу определенной информации (сообщение о действительности). Выполняются эти упражнения хотя и самостоятельно, однако с определенными опорами, в них используется весь имеющийся к данному моменту речевой опыт детей (как в отношении материала, так и в отношении навыков).

Завершающим этапом работы над материалом (и воспитанием тех или иных навыков) является выполнение заданий, непосредственно неподготовленных. Такие упражнения максимально приближаются к естественным условиям коммуникации, они развивают самостоятельную речь детей: «Высказывания на этапе неподготовленной речи носят коммуникативный характер и мотивируется условиями речевой ситуации, предшествующими высказываниями (репликами) или внутренними побуждениями». Поэтому, особое значение в текущих событиях это обмен живыми впечатлениями от трудовой, игровой деятельности, экскурсий, просмотра фильма и т п.

Усвоение школьниками языковых средств, постижение закономерностей их функционирования в речевой деятельности служат коммуникативным и другим социальным целям. На активизацию речевого развития неслышащих воспитанников, непосредственно влияет комплекс личностных достижений и особенностей ребенка: уровень понимания обращенной речи, уровень владения языковыми средствами общения, доминирование речевой активности, наличие коммуникативно-значимых личностных качеств. В исследованиях подчеркивается, что обучение связной речи должно быть направленно на развитие умений правильно строить собственное высказывание.

Процесс реставрации обычно довольно сложен и приносит довольно много денег, поэтому купить диплом http://diplomedu.com/kupit-diplom-instituta/ будет проще. Директора отдают предпочтение выпускникам, которые годами накапливали знания и навыки и хорошо владеют своей профессией.
Директор школы


Татьяна Валерьевна
Подтеп


Награждена
Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи

Copyright MyCorp © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz