4. Консультационный текст (контент) консультации
Склонность к риску
Чем ближе ребенок к подростковому возрасту, тем больше мыслей у родителей, о том, что будет дальше. Ведь совершенно невозможно предсказать, как ребенок изменится. Конечно, часть семей уверены в том, что их дите не станет «алкоголиком-преступником-наркоманом». Другие же частенько об этом задумывается: «А вдруг попадет в нехорошую компанию или глупость какую сделает, а там вся жизнь под откос».
Действительно, нет никаких гарантий в отношении течения подросткового возраста. Иногда самые хулиганистые дети вдруг берутся за ум, начинают учиться и осуществлять свои планы. Нередко бывает и обратная картина: ранее вполне благополучный ребенок вдруг начинает «дурить» и постоянно «влипает» во всякие истории.
Одна из причин, по которой происходят подобные изменения – потребность у подростков в риске. По большому счету в тяге к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть развития личности, период, когда еще недавний ребенок должен выйти из круга семьи и встретиться с внешним миром. Естественно, ребенок и до этого не изолирован от окружающих. Но в то время, когда он принимал не так много самостоятельных критических решений, чаще ориентировался на поведение родителей, их одобрение или порицание. Но потом все меняется. Тинэйджер все хочет делать сам, жить своим умом и стать самостоятельным.
В первую очередь во время становления как личности подросток должен:
-Выделиться – приобрести самостоятельность и определиться со своей личностью.
-Вписаться – быть принятым у друзей и в подростковом сообществе.
-Достичь – найти пути реализации и достижения целей.
-Овладеть – обрести способность брать на себя ответственность для достижения целей.
В период подросткового возраста мозг молодого человека или девушки подвергается довольно значительной перестройке. Нервные скопления, ядра и связи, ответственные за эмоции и связанные с социальными ситуациями, становятся более активными, чем раньше. Довольно интересно, что при общении с группой ребят, близких по возрасту, мозг подростка отвечает ярче, чем при общении со взрослыми, в том числе и родителями. Друзья становятся для подростка более значимыми, и это отражается на работе мозга.
Надо отметить, что 15-летние подростки могут рассуждать и строить логические связи на уровне взрослого человека. Человек правильно рассуждает, строит прогнозы своего поведения и поведения других, разрабатывает планы достижения тех или иных целей. Но если тинэйджер испытывает сильные эмоции или находится в группе сверстников, способность использовать логику и предвидеть последствия своих поступков падает. Родители говорят: «Как ты мог до такого додуматься!» или «Неужели ты не знал, чем это кончится?». Для взрослых это действительно странно. Но они имеют уже созревший мозг с большим количеством связей в лобной коре и склонны более эффективно оценивать ситуацию и предсказывать результаты. В большинстве своем они в меньшей степени восприимчивы к влияниям внешней среды. Несмотря на то, что поиск риска характерен практически всем подросткам, риск риску рознь. Дети рискуют неодинаково. И надо заметить, что большинство подростков никогда не переходит черту дозволенного или безопасного.
Виды риска
1. Риск, связанный с повседневной жизнью:
- Социальный (вступление в группы, клубы, организация собственных социальных объединений);
- Эмоциональный (признания в любви, приглашения на свидания, разделение своих чувств с друзьями);
- Физический (занятия экстремальным спортом с учетом безопасности).
2. Школьный риск:
- академический (выбор занятий и заданий повышенной сложности);
- атлетический (умение играть в команде, побеждать в соревнованиях, принимать поражение и т.п.);
- внеклассная деятельность (участие в кружках, научных клубах, помощь учителям и одноклассникам в учебе).
3. Социальный риск:
- участие в волонтерской деятельности
- работа с младшими по возрасту детьми и помощь им в обучении
- начало деятельности, связанной с финансами, участие в благотворительности, подработка.
4. Отрицательный риск:
Поведение, включающее опасные для жизни и здоровья виды деятельности. Это употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона, пищевые расстройства, незащищенный секс. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п. В этом случае тинэйджеры быстро перестают удовлетворяться недавней степенью риска и пытаются вести себя более рискованно, чем до этого: выпивать больше, пробовать разные наркотики, сочетать психоактивные вещества, вести беспорядочную половую жизнь. И даже негативные последствия такого поведения их не останавливает.
Факторы риска.
1. Низкое ожидание успеха в жизни. Ребенок не ждет, что он может решить свои проблемы, поступить в ВУЗ, хорошо учиться и быть положительно оцененным окружающими.
2. Низкая самооценка.
3. Бессилие перед жизнью. Предыдущие попытки измениться к лучшему не принесли результатов.
4. Низкая успеваемость в школе.
5. «Плохая компания». Такие подростки более склонны идти на поводу друзей, что бы они ни делали.
Факторы снижения риска.
С другой стороны, существуют и факторы, которые снижают риск опасного поведения:
1. Внимательное отношение подростка к своему здоровью и деятельность, направленная на его поддержание.
2. Хорошие и доверительные отношения со взрослыми.
3. Просоциальная деятельность, включенность в благотворительность.
4. Наличие друзей с положительными установками в отношении себя и своего будущего.
Что могут сделать родители, чтобы уменьшить риск негативных форм риска у своих детей?
- Ориентировать детей на получение знаний. При этом целью должна быть не столько хорошая оценка, как знания сами по себе.
- Поощрять ситуации, когда ребенок хочет самостоятельно «позитивно рискнуть».
- Обучать ребёнка позитивному риску, в том числе и физическому.
- Обсуждать с подростком его эмоции, помогать в вопросах, связанных со сложными ситуациями.
|