Разделы сайта
Ссылки
Поиск
|
Обучение технике чтения детей с ограниченными возможностями здоровья по слухуКачество обучения чтению всегда глубоко волновало педагогов, ибо от того, как оно поставлено в школе, как совершается приобщение ребёнка к книге, как развивается у него потребность в чтении, во многом зависят результаты обучения и воспитания обучающегося с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Анализ произведения опирается прежде всего на навык чтения. В этом навыке выделяются две стороны: техническая и смысловая. Техническая сторона охватывает такие компоненты навыка чтения, как способ чтения, правильность, беглость, или темп. Каждый из них, образуя в целом «технику» чтения, имеет свои особенности, которые так или иначе влияют на весь процесс. Важнейшим компонентом техники, воздействующим на все другие её составляющие, является способ чтения. В методике известны пять основных способов чтения: 1) побуквенное; 2) отрывистое слоговое; 3)плавное слоговое; 4)плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; 5)чтение целыми словами и группами слов. Первые два относятся к непродуктивным и крайне нежелательны для обучения чтению. Последние три способа продуктивные. Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от одного из них к другому, т.е. от плавного слогового чтения к чтению целыми словами и группами слов – самому продуктивному способу. Под правильностью чтения понимается воспроизведение слов (и текста) без искажений – точная передача слого-буквенного состава слова, его грамматической формы, отсутствие пропусков и перестановок слов в предложении. При правильном чтении необходимо верное распределение дыхания, соблюдение словесного ударения, пауз и следование орфоэпическим нормам речи. На первых этапах обучения детей с нарушениями слуха большого внимания требует выработка умения регулировать дыхание и формирование навыка на одном выдохе читать определённое количество слогов и слов. Причина ошибочного чтения обучающихся начальных классов обусловлена отсутствием «гибкого синтеза между восприятием, произнесением и осмысливанием содержания читаемого» У опытного чтеца синтез этих трёх компонентов отличается гибкостью и подвижностью, а потому возникающие смысловые догадки, сопровождающие его чтение, редко приводят к ошибкам. У начинающего чтеца смысловая догадка гораздо чаще может стать причиной неправильного восприятия и произнесения, что соответственно затрудняет и весь процесс осмысления читаемого текста. Как показывает школьная практика, обучающиеся чаще всего искажают (заменяют) те слова, смысл которых они не понимают, т.е. слова, между восприятием и осмыслением которых взаимодействие минимально. Среди причин, влияющих на правильность чтения детей с нарушениями слуха, надо назвать следующие: -нестойкость поставленных звуков; -незакрепленность артикуляционных образов слов; -неумение различать схожие буквенные изображения; -незнание правил орфоэпии; -непонимание значений слов и словосочетаний; -отсутствие опоры на слуховой анализатор. Для выработки навыка правильного чтения необходимы многообразные упражнения на разных этапах работы с текстом, проводимые под контролем учителя, а также специальная работа, направленная на предупреждение ошибок и их своевременное исправление. Интересную систему упражнений, тренирующих правильность чтения, в педагогике начальной школы предложила Л.Ф.Климанова. Виды упражнений подобраны с учетом уровня развития у детей навыка чтения, характера ошибок и особенностей структуры слов текста.
1.Чтение слогов и слов.
ма-сте-рит, масте-рит, мастерит дом; стро-ит, строит дом (дается картинка с изображением сюжета); кос-точ-ка, косточ-ка, косточка (дается картинка с изображением предмета). Слова и словосочетания с расставленными надстрочными орфоэпическими знаками и ударением записываются на доске или даются детям на табличках. Обучающиеся читают их вместе с учителем, а затем каждый отдельно. Обращается внимание на необходимость слитного чтения слов с предлогами.
ла – ра, ма – мя, дом том; ло – ро, мо – мё, Дима – Тима; лу – ру, му – мю, кадушка – катушка.
до, ды, дом, дым; со, су, сок, сук; ла, лу, лак, лук. В этом упражнении учитель обращает внимание обучающихся на одинаковый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласных, но и каждого слога с этим гласным. Кроме того, при неоднократном воспроизведении сходных слов в памяти обучающихся быстрее накапливаются их зрительные образы.
о, то, сто, стол; у, ту, сту, стул; а, ра, вра, врач; ра, тра, трам-вай, трамвай. Воспроизведение цепочки слоговых структур заканчивается чтением целого слова без слоговой разбивки в том случае, если детям уже доступно произнесение слоговых структур, из которых оно состоит.
кто – кот, следы – слёзы; так – тот, мука – муха; рак – как, лыжи – ложись.
Лес – лесок, шёл – пошёл, трава – травка, нырял – нырнул.
Прошёл – проделал – просмотрел, увял, увёл, увёз. Последние два вида упражнений направлены на предупреждение весьма распространенной ошибки – чтение слова с ориентацией на его формальные признаки, а не на смысл. Так, восприятие знакомых, часто повторяющихся буквосочетаний или опорных букв может побудить ребёнка назвать более привычное слово, например лесной, вместо написанного лесистый.
Не-про-буд-но, непро- будно, непробудно.
Зима, пушистый, забелело, Утро, ложится, пеленою, Земля, кружится, непробудно Трудные для прочтения и произнесения слова, несущие смысловую нагрузку, например из стихотворения И.Сурикова «Зима», выписываются на доске или плакате. Дети вместе с учителем, затем индивидуально многократно читают их (по столбикам и по строчкам в разных направлениях). Делать это можно и в виде соревнования между обучающимися. От детей не требуется, чтобы они узнали стихотворение, ибо с его текстом они ещё не знакомы, а значение неизвестных слов будет объяснено им в ходе словарной работы. Цель этих упражнений – многократная отработка правильного чтения (произнесения) целых слов; проводить их надо только после послогового чтения.
На карточках даются слова из текста для восприятия на время, чтобы обучающиеся могли различить и запомнить основные их элементы, а затем воссоздать по памяти или записать в тетради. Предварительно выясняется понимание детьми лексических значений слов, без знания которых восприятие текста будет затруднено. С этой целью на этапе первичного целостного эмоционального восприятия текста проводится лексико-стилистическая работа по выделению незнакомых слов и их объяснение в ходе вводной беседы учителя, возможно, с использованием средств наглядности.
2.Тренировочные упражнения в чтении. Такие упражнения занимают большую часть урока, ибо это основной путь, который ведёт к выработке навыка правильного чтения.
а) с опорой на иллюстрации («Рассмотрите рисунок. Подберите к нему строчки из рассказа»); б) по вопросу учителя («Как выглядит лес после первого снега? Найдите и прочитайте этот отрывок еще раз», например, из рассказа И.Соколова-Микитова «Зимой в лесу»); в) с опорой на конкретное задание («Прочитайте последние строчки сказки и постарайтесь запомнить их», например, в сказке «Снегурочка»). Для формирования навыка правильного чтения очень важно организовать наблюдения обучающихся за тем, как читают их одноклассники. Только при постоянном активном участии всего класса можно добиться успеха. Необходимо, чтобы дети продолжали читать в течение всего урока либо вслух по вызову учителя, либо про себя, следя за чтением одноклассников. Для организации наблюдения за процессом чтения рекомендуются следующие приемы:
Необходимо своевременно и методически верно исправлять все появляющиеся ошибки. Ошибки в регулировании дыхания и голоса, а также в воспроизведении звуковой структуры слов исправляются в процессе работы в классе сразу же после прочтения слова или предложения. С помощью педагога обучающийся заново произносит речевой материал правильно. Над стойкими искажениями произносительного характера работа ведется на индивидуальных занятиях в слуховом кабинете. Ошибку в окончании слова педагог может исправить, не прерывая чтение обучающегося; ошибку, в результате которой меняется смысл предложения, - при повторном его чтении или при постановке вопроса по содержанию, отвечая на который обучающийся более внимательно еще раз прочитает это предложение. Важно приучить школьников участвовать в контроле за чтением одноклассников с последующим исправлением допущенных ошибок. Делать это можно разными способами: - весь класс на слухозрительной основе контролирует чтение товарища, затем дети поочередно высказывают свои суждения, дают оценку его чтению; - обучающиеся работают парами. Один из них читает своему соседу два-три предложения или даже несколько абзацев. Второй следит за правильностью чтения и отмечает ошибки. Затем они меняются ролями.
3. Игровые упражнения. «Слог потерялся» или «Буква потерялась». На доске записываются слова из знакомого текста, в которых пропущены либо одна буква, либо слог. Обучающиеся должны прочитать их и догадаться, что пропущено. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слова и вдумываться в их смысл. Особенно хорошо использовать для этого тексты, где много родственных слов: Сн…г, сне…ный , сне…говой, сне…ки. «Кто самый внимательный?» За определенное время обучающимся надо прочитать и запомнить пары слов, различающиеся одной-двумя буквами, количеством букв, входящих в их состав. Первые слова в каждой паре детям знакомы по тексту, вторые подобраны учителем. Обучающиеся должны вспомнить и сказать, какие слова они только что читали, например: Зима – земля, потемнело – потеплело. «Шепни на ушко». До начала урока на доске записываются слова из знакомого текста и закрываются полосками бумаги. На уроке эти полоски на короткий промежуток времени снимаются. Обучающиеся должны успеть прочитать и запомнить слова, а когда их вновь закроют, произнести то, что они прочитали. «Бегущая волна». Слова из знакомого текста записываются на ленте (полоске бумаги), которую учитель постепенно разворачивает. Это могут быть родственные слова, синонимы, слова, несущие смысловую нагрузку. Обучающиеся должны прочитать и запомнить как можно больше (как правило, четыре-пять) слов. С некоторыми слабоуспевающими обучающимися педагогу приходится предварительно поработать индивидуально, чтобы потом удалось вовлечь их во фронтальную работу класса. Этому содействуют следующие приемы: - создание игровых ситуаций с привлечением внимания к ответам слабоуспевающего обучающегося; - уточнение артикуляции звуков, исправление произношения трудных слов и сложных предложений; - предварительная отработка текста (или отдельных абзацев), который на следующем уроке будет предложен классу. Полезно также, чтобы такой обучающийся читал текст после сильного обучающегося и имел возможность ориентироваться на правильный образец. К такой работе можно подключить учителя-дефектолога, который на индивидуальных занятиях поможет слабому обучающемуся справиться с выявленными затруднениями. Важной характеристикой технической стороны является беглость чтения - соблюдение определенного темпа, т.е. определенного количества слов произносимых в минуту. Беглость чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, от понимания. Ориентировочные показатели темпа чтения глухих и слабослышащих, согласно действующим программам, приведены в таблице (программные требования к концу года обучения в указанном классе). Таблица
В течение обучения этот темп постепенно нарастает. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста – его содержание, структуру слов и предложений, распространенность слов в детской речи и т.п., - а также правильность и сознательность его прочтения обучающимся. Над развитием беглости чтения необходимо работать систематически, и достижению успеха способствуют, прежде всего, заинтересованность самих обучающихся, появление у них желания и потребности читать книги. Большую пользу приносят специальные упражнения, побуждающие обучающихся к чтению вслух, заставляющие вдумчиво разбираться в читаемом материале: - звуковой анализ слова при обязательном использовании звукоусиливающей аппаратуры; - аналитико-синтетический анализ звукобуквенного состава слова (упражнения с разрезной азбукой); - неоднократное чтение новых или трудных для произнесения слов и словосочетаний, предваряющее работу с текстом, а также в ходе чтения; - разные виды чтения – тихое, громкое, про себя, выборочное, по ролям, по абзацам, с эстафетой, по цепочке и т.п.; - чтение небольших отрывков, записанных на доске или плакате, вначале про себя с выяснением понимания их содержания, а затем вслух с соблюдением требований к правильности чтения и оценкой техники чтения товарища. Тексты подбираются доступные по содержанию относительно занимательным сюжетом, простыми по структуре словами и предложениями; - повторное чтение слов, фраз или небольшого отрывка из знакомого текста; - чтение по времени: подсчитывается число слов, прочитанных обучающимся за определенный промежуток времени, например минуту. По команде учителя обучающийся начинает читать отрывок незнакомого текста, также по команде прекращает, подсчитывается и называется количество прочитанных слов, сравнивая этот результат с прошлым. При отработке навыка беглого чтения в процессе обучения школьников надо соблюдать следующие организационно-методические требования.
4.Смысловая сторона навыка чтения включает понимание прочитанного (сознательность) и выразительность произнесения текста (правильная интонация). Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О достижении этого качества учитель судит по выразительности чтения и по правильности ответов на вопросы по содержанию произведения. Выразительность - это чтение с соблюдением грамматических и логических пауз, выделением логических ударений, изменением темпа и ритма в зависимости от смысла читаемого. Методика выделяет следующие приемы обучения выразительному чтению: -работа над дыханием и артикуляцией; -прослушивание грамзаписей образцов выразительного чтения в исполнении известных артистов; -образец выразительного чтения учителя; - различение на слух текстов разной интонационной окрашенности; - нотирование (специальная разметка текста), как подготовительная работа к выразительному чтению; - тение предложений с выделением пауз, словесного и логического ударения; - ответы на вопросы, поставленные к отдельным словам предложения; - чтение по ролям; - коллективное чтение; - упражнение в чтении с разными установками (например, читать громко, тихо, медленно, быстро); - чтение фраз с выделением отдельных слов на основе подражания учителю; - повторное громкое чтение разнообразных по содержанию и специально нотированных текстов, в частности предназначенных для заучивания наизусть (стихотворений, басен, загадок, пословиц); - выучивание наизусть небольших произведений с предварительной тренировкой в громком чтении нотированного текста. Итак, овладение навыками сознательного, выразительного, беглого и правильного чтения, проводимые последовательно и постоянно, оказывают положительное влияние на развитие внимания и зрительной памяти обучающихся с нарушением слуха, формируют и поддерживают положительную мотивацию к чтению. |
Процесс реставрации обычно довольно сложен и приносит довольно много денег, поэтому купить диплом http://ebu-diploma.com/kupit-diplom-instituta/ будет проще. Директора отдают предпочтение выпускникам, которые годами накапливали знания и навыки и хорошо владеют своей профессией.
Директор школы
Татьяна Валерьевна Подтеп Почетной грамотой Министерства просвещения Российской Федерации Учредитель
Музей школы
Информация
Календарь
Архив
|
||||